Педагогический прикорм – что это?
Педагогический прикорм — это процесс введения дополнительных продуктов в рацион младенца до года. Он предполагает знакомство малыша с пищей, которую едят родители, в отличие от традиционного подхода, где для ребенка готовят отдельные блюда. В статье представлен сравнительный анализ этих методов питания.
При педагогическом прикорме ребенку предлагают 1-3 порции новых продуктов за один прием пищи. Под «дозой» понимается небольшая порция, равная размеру полгорошины или одной рисинки, а для жидкой пищи — полчайной ложки.
Этот подход начинается, когда малыш проявляет интерес к еде. Сначала он наблюдает за родителями, затем начинает тянуться к тарелкам и хочет попробовать различные продукты. Интерес к пище является основой педагогического прикорма.
Основная цель метода — не накормить ребенка до сыта, а позволить ему попробовать то, что едят взрослые. Будущий самостоятельный человек стремится подражать родителям, включая процесс питания.
Педагогический прикорм зависит от мамы или няни, ухаживающей за малышом. Культура приобщения детей к пище утратилась в наше время, когда еда готовится в микроволновых печах. Прежде чем давать ребенку готовые детские пюре, важно разобраться в особенностях ознакомительного питания.
Врачи подчеркивают, что педагогический прикорм при грудном вскармливании должен быть введен с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Специалисты рекомендуют начинать с однокомпонентных продуктов, таких как овощные пюре или каши, чтобы выявить возможные аллергические реакции. Важно, чтобы прикорм был разнообразным, но при этом не перегружал детский организм. Врачи советуют предлагать новые продукты в спокойной обстановке, чтобы малыш мог сосредоточиться на вкусе и текстуре пищи. Также акцентируется внимание на том, что прикорм не должен заменять грудное молоко, а дополнять его, обеспечивая ребенка необходимыми витаминами и минералами. Правильный подход к введению прикорма способствует формированию здоровых пищевых привычек и положительно сказывается на развитии малыша.

Педагогический прикорм при грудном вскармливании
Если вы кормите малыша грудным молоком, это замечательно. Однако многие матери выбирают смеси и искусственное питание с раннего возраста. Каждая ситуация уникальна, и здоровье у всех разное, поэтому не стоит осуждать тех, кто предпочитает бутылочку.
Если вы кормите ребенка грудью и процесс налажен, вот несколько рекомендаций по введению прикорма.
- Всемирная Организация Здравоохранения рекомендует, чтобы грудное вскармливание оставалось единственным источником питания до шести месяцев. Исключите воду и добавки, если грудное вскармливание хорошо налажено. Прикорм можно начинать с шести месяцев.
- Прикорм не должен заменять грудное молоко. Независимо от режима кормления, прикорм не должен влиять на частоту грудного вскармливания. Предлагайте малышу небольшие порции новых продуктов, когда сами едите или между его кормлениями, чтобы не нарушать режим грудного вскармливания. Некоторые педиатры рекомендуют перейти на кормление по требованию, чтобы лучше реагировать на потребности ребенка.
- По рекомендациям ВОЗ, к году немолочная пища должна составлять 25 % рациона малыша, к полутора годам – до 50 %, а затем постепенно увеличивать этот процент.
Не торопитесь с введением прикорма; его основная задача – ознакомить ребенка с новыми продуктами. Малыш продолжает получать все необходимые питательные вещества из грудного молока.
| Этап введения прикорма | Продукт | Рекомендации |
|---|---|---|
| 1-й месяц (с 6 месяцев) | Овощное пюре (брокколи, кабачок, цветная капуста) | Начать с 1 чайной ложки, постепенно увеличивая порцию до 50-100 г. Вводить один новый продукт в неделю, наблюдая за реакцией ребенка. Пюре должно быть однородной консистенции. |
| 1-й месяц (с 6 месяцев) | Каши безмолочные (гречневая, рисовая) | Начинать с разведенной каши, постепенно увеличивая густоту. Вводить после овощей. Следить за реакцией на глютен (если вводится каша из пшеницы). |
| 2-й месяц (с 7 месяцев) | Фруктовое пюре (яблоко, груша, банан) | Вводить после овощей и каш. Начинать с небольшого количества, следить за реакцией на аллергены. Можно давать в виде пюре или кусочков (если ребенок умеет жевать). |
| 3-й месяц (с 8 месяцев) | Мясо (кролик, индейка, говядина) | Вводить в виде пюре. Начинать с небольшого количества, постепенно увеличивая порцию. Мясо является важным источником железа. |
| 4-й месяц (с 9 месяцев) | Желток | Начинать с 1/4 желтка, постепенно увеличивая до целого. Вводить после мяса. Является источником витаминов и полезных жиров. |
| 5-й месяц (с 10 месяцев) | Рыба (морская нежирная) | Вводить в виде пюре. Начинать с небольшого количества, следить за реакцией на аллергены. Источник омега-3 жирных кислот. |
| 6-й месяц (с 11 месяцев) | Кисломолочные продукты (кефир, йогурт) | Вводить после введения других продуктов. Выбирать продукты с низким содержанием сахара. Источник кальция и полезных бактерий. |
| После 1 года | Разнообразные продукты | Продолжать расширять рацион, включая в него все группы продуктов. Учитывать индивидуальные особенности ребенка и его предпочтения. |
Педагогический прикорм по доктору Комаровскому
Что говорит доктор Комаровский о педагогическом прикорме? Его мнение имеет значительное влияние. В сети много видео с его комментариями на темы, касающиеся детей. Вот его взгляд на прикорм.
Доктор Комаровский поддерживает рекомендации Всемирной организации здравоохранения, утверждая, что до полугода ребенок должен получать исключительно грудное молоко, если это возможно. Это важно для формирования иммунной системы. Дополнительное кормление, включая воду, не требуется при здоровье ребенка.
До года рекомендуется продолжать грудное вскармливание, но с полугода следует вводить прикорм. У ребенка появляются зубы, и он готов осваивать твердую пищу. Грудное молоко остается важным, составляя до 50% рациона, но к году его роль уменьшается.
Мать может продолжать кормить грудью до двух лет и позже, если у нее есть желание и возможность. В этом вопросе ВОЗ поддерживает доктора. Комаровский отмечает, что после полутора лет материнское молоко становится скорее пищевой добавкой, а не основным продуктом питания. Основу рациона должны составлять другие продукты.
Какой прикорм рекомендует доктор? Педагогический или педиатрический? В своих книгах он все чаще предлагает схемы классического педиатрического прикорма.
Что касается педагогического прикорма, Комаровский считает его развлечением для семей, слишком увлеченных грудным вскармливанием до естественного завершения этого процесса. Он не против педагогического прикорма, но не считает его необходимым и не называет его вредным.
Мнения о педагогическом прикорме при грудном вскармливании разнообразны и часто противоречивы. Многие родители считают, что прикорм следует вводить постепенно, начиная с овощных пюре и фруктов, чтобы не перегружать детский организм. Другие же придерживаются мнения, что важно учитывать индивидуальные предпочтения ребенка и его готовность к новым вкусам. Педиатры рекомендуют начинать прикорм не ранее 6 месяцев, обращая внимание на признаки готовности, такие как интерес к еде и способность сидеть с поддержкой. Важно также учитывать, что прикорм — это не только питание, но и возможность развивать навыки жевания и восприятия текстур. Родители делятся опытом, подчеркивая, что важно быть терпеливыми и не торопиться, ведь каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода.

Основные правила педагогического прикорма. Существуют ли они?
Правила педагогического прикорма разработаны сторонниками естественного вскармливания для продления этого процесса. Метод подходит только для детей на грудном вскармливании, а не для тех, кто получает искусственные смеси.
- Правило 0. Мама должна придерживаться здорового и питательного рациона. Это требование очевидно, однако вопросы о прикорме и вредных продуктах часто возникают. Проблемы исчезнут, если мама внимательно следит за своим питанием.
- Правило 1. Ребенка следует брать за стол. Малыша усаживают на колени к маме или всей семье. Мама начинает есть, а ребенку предлагает ложку для игры и изучения. Если малыш проявляет интерес к еде, ему разрешают попробовать то, что ест мама.
- Правило 2. Микродозы. За один прием пищи ребенку можно предложить не более трех микродоз одного или нескольких продуктов. В течение дня малыш может попробовать разные виды пищи, но новый продукт вводится только один раз в день. Мама должна следить за ребенком и, если он тянется к новому продукту в больших количествах, отвлекать его внимание.
- Правило 3. Если ребенку понравился продукт и он хочет попробовать его больше трех микродоз, следует переключить его внимание. Увеличение дозы начинается с четвертой недели прикорма: со второго месяца допускается постепенное увеличение знакомых продуктов до 1-2 чайных ложек. Новые продукты вводятся в микродозах. С восьмого месяца объем пищи одного известного продукта может достигать 1-2 столовых ложек за раз. К году малыш начинает есть за общим столом.
- Правило 4. Правильное поведение за столом. Важно уделять внимание культурному поведению во время еды. Ребенка следует приучать к чистоте и использованию столовых приборов. Если малыш что-то разлил или рассыпал, маме лучше сразу убрать беспорядок, чтобы ребенок учился есть аккуратно. Игры с едой не допускаются.
Педагогический прикорм. Таблица
В таблицах часто представлены правила и дозировки педиатрического прикорма, а также рекомендации по его введению от ВОЗ. Указаны дни введения новых продуктов, их вес и последовательность питания.
Педагогический прикорм не имеет стандартной таблицы из-за зависимости от рациона матери. Однако можно создать таблицу с микро- и обычными дозами пищи и рекомендациями по их увеличению.
Рекомендуется, чтобы мама питалась 5-6 раз в день. Меньшее количество приемов допустимо, но большее – нежелательно.
| Месяц прикорма | Новый продукт | Объем нового продукта (за прием пищи) | Ранее введенные продукты | Объем (на прием пищи) | Приемов пищи |
| 1-ый | 1 в день | 1-3 микродозы | До 17 различных | 1-3 микродозы на каждый | 5-6 в день |
| Со 2-ого по 8-ой | 1 в день | 1-3 микродозы | До 17 различных | 1-2 чайных ложки на каждый | 5-6 в день |
| С 8-го по 14-ый | 1 в день | 1-3 микродозы | До 17 различных | 1-2 столовых ложки на каждый | 5-6 в день |
| С 1-1,5 лет | Переход на общий стол с родителями. |

Педагогический или педиатрический прикорм. Что выбрать?
Как выбрать подходящий вид прикорма для малыша? Мама должна ориентироваться на свое удобство и комфорт при выборе типа прикорма и ухода за ребенком. Если предпочтителен естественный подход, стоит рассмотреть педиатрический прикорм. Если важна последовательность введения продуктов, лучше выбрать педиатрический вариант.
Многие родители сталкиваются с отказом детей от еды и требованием одного вида пищи. Специалисты по педагогическому прикорму и грудному вскармливанию уверяют, что таких проблем можно избежать, следуя естественному интересу ребенка к еде и учитывая его вкусовые предпочтения.
Мамы с опытом педагогического прикорма утверждают, что к полутора годам ребенок уже имеет сформировавшиеся вкусы и предпочтения, умеет держать приборы и ест полноценные порции.
Тем не менее, нельзя игнорировать и педиатрический прикорм, основанный на рекомендациях ВОЗ. Многие дети выросли на таком прикорме, который прошел проверку временем и научную апробацию. Однако подход к питанию и культуре еды в этом случае отличается.
В конечном итоге, решение остается за родителями: мама, полагаясь на интуицию, выбирает подходящий тип пищи для малыша, а папа поддерживает ее.
Заключение
В последние годы увеличилось количество пищевых аллергий, использование генетически модифицированных продуктов и содержание нитратов в пище. Поэтому привычка к здоровому питанию с раннего возраста стала особенно важной.
Педагогический прикорм заставляет маму внимательно относиться к еде на столе, развивает у ребенка интерес к пище и учит распознавать сигналы организма: различать голод и насыщение, что поможет избежать переедания в будущем.
Желаем здоровья вам и вашим детям! Наслаждайтесь полезной пищей!
Вопрос-ответ
Как правильно чередовать прикорм с кормлением грудью?
Правила прикорма малыша при грудном вскармливании. Рекомендуемый интервал между приемами пищи — 4 часа. Чтобы отследить аллерген, важно вести записи, в которых мама указывает не только то, что дает малышу, но и то, что ест сама. Сначала ребенку предлагают прикорм, и только потом грудь, а в случае с соком — наоборот.
Чем отличается педиатрический прикорм от педагогического?
Педиатрический прикорм предполагает четкий алгоритм введения конкретных продуктов определенной консистенции в рекомендованные сроки. Педагогический прикорм (или педприкорм) намного лояльней к маме. Суть в том, что ребенок начинает есть «из взрослой тарелки» самостоятельно или с помощью взрослого.
Как правильно вводить прикорм при грудном вскармливании?
При первом прикорме вводится один новый продукт в объеме половины чайной ложки. Затем порция постепенно увеличивается. Очередной новый продукт вводится не ранее чем через 4—5 дней после предыдущего, для того чтобы отследить реакцию организма. Во время кормления ребенок находится в сидячем положении.
Как правильно начинать прикорм грудному ребенку?
Начинать лучше всего с кабачка. После этого можно ввести цветную капусту, затем — брокколи, потом картофель, тыква и морковь. Вводить нужно в обеденное время и не более одного продукта за раз. Овощное пюре (как и любой другой прикорм) дают до кормления грудью или смесью, 1 чайную ложку.
Советы
СОВЕТ №1
Начинайте прикорм с однокомпонентных продуктов, таких как овощные или фруктовые пюре. Это поможет вашему ребенку адаптироваться к новым вкусам и текстурам, а также позволит вам легче отслеживать возможные аллергические реакции.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на время введения прикорма. Рекомендуется начинать прикорм не ранее 6 месяцев, когда ребенок готов к новым продуктам, но при этом продолжайте грудное вскармливание как основное питание в течение первого года жизни.
СОВЕТ №3
Создайте позитивную атмосферу во время кормления. Позвольте ребенку исследовать еду, пробовать ее руками и не торопите его. Это поможет развить интерес к разнообразной пище и улучшит его отношение к еде в будущем.
СОВЕТ №4
Следите за реакцией ребенка на новые продукты и вводите их постепенно. После введения нового продукта подождите несколько дней, прежде чем предложить что-то еще, чтобы убедиться, что у ребенка нет аллергии или непереносимости.





