Россия, Томск, Розы Люксембург
Телефон:
+7 (382) 226-11- Показать номер
Пн-пт: 09:00—18:00; сб: 09:00—16:00
whatsapp telegram vk email

Что такое аутизм и как его диагностируют?

Причины

Причины аутизма у детей до сих пор не установлены. Нет единого мнения о том, что вызывает это состояние. Существуют теории о связи аутизма с генетическими мутациями, специфическими антителами во время беременности или вакцинацией, но ни одна из них не имеет надежных доказательств.

Эксперты выделяют несколько факторов, способствующих развитию аутизма:

  • Хромосомные аномалии;
  • Внутриутробное повреждение центральной нервной системы;
  • Нарушения обмена веществ у матери во время беременности;
  • Неблагоприятные факторы окружающей среды;
  • Генетическая предрасположенность;
  • Гормональные сбои;
  • Иммунные расстройства;
  • Аномалии в развитии головного мозга;
  • Инфекционные болезни.

Аутизм чаще всего возникает в результате сочетания нескольких факторов.

Аутизм, или расстройства аутистического спектра, представляет собой группу нейроразвивающих расстройств, характеризующихся нарушениями в социальном взаимодействии, коммуникации и ограниченными интересами. Врачи подчеркивают, что диагностика аутизма требует комплексного подхода, включающего наблюдение за поведением ребенка, анализ его развития и использование стандартных диагностических инструментов. Специалисты, такие как педиатры и психиатры, проводят детальное интервью с родителями и могут использовать специальные шкалы для оценки уровня развития и поведения. Важно отметить, что ранняя диагностика и вмешательство могут существенно улучшить качество жизни детей с аутизмом, помогая им развивать необходимые навыки и адаптироваться в обществе. Врачи настоятельно рекомендуют родителям быть внимательными к ранним признакам и не откладывать обращение за помощью.

Что такое аутизмЧто такое аутизм

Диагностика

Диагноз аутизм у детей устанавливается квалифицированным специалистом. Перед этим узкие эксперты, такие как сурдологи, окулисты и неврологи, исключают другие нарушения.

Заболевание чаще всего выявляется в раннем детском возрасте.

Для диагностики используются специальные опросники, где родители отвечают на вопросы о поведении ребенка, а также наблюдение за его реакциями в привычной обстановке.

Диагностика аутизма основывается на четырех ключевых признаках:

  1. Проблемы в межличностных коммуникациях. У ребенка отсутствуют эмоциональные связи с окружающими, он не узнает людей, не реагирует на попытки взаимодействия, не проявляет ответных эмоций и избегает зрительного контакта.
  2. Нарушения социального поведения. Трудности в освоении социальных ролей, неспособность взаимодействовать с другими, агрессия по отношению к окружающим и к себе (аутоагрессия).
  3. Проблемы с речью. Задержка речевого развития или полное отсутствие речи, аномалии в речи, отсутствие эмоциональной окраски и неправильные интонации. Все это указывает на аутистические расстройства при отсутствии слуховых нарушений.
  4. Стереотипные формы поведения.

Дети с аутизмом часто проявляют стереотипные, навязчивые движения. Они могут часами хлопать в ладоши, крутить колесо от игрушки, рвать бумагу или мять пакет. Для них важно постоянство, и они с трудом переносят изменения даже в мелочах. Нарушение привычного распорядка вызывает у них сильный дискомфорт.

Для диагностики аутизма также применяются инструментальные методы:

  • Нейросонография и УЗИ головного мозга;
  • Электроэнцефалография.

Диагностика может быть затруднена, особенно когда симптомы схожи с проявлениями других заболеваний. Стандартные опросники для выявления аутизма разработаны для Европы и Америки и не адаптированы для других регионов, что может привести к неверному диагнозу и неправильному лечению.

Ранняя диагностика и правильная постановка диагноза имеют огромное значение: чем раньше начнется адекватное лечение, тем больше шансов на успех. В процессе ранней диагностики и лечения ключевую роль играют родители и близкие – от их внимательного отношения и выполнения рекомендаций зависит успешная социализация ребенка.

Малыша проверяют на аутизм

Симптом/Характеристика Описание Как это проявляется в диагностике
Нарушения в социальной коммуникации и взаимодействии Трудности в установлении и поддержании социальных отношений, понимании невербальных сигналов, ведении диалога. Наблюдение за взаимодействием ребенка со сверстниками и взрослыми, оценка ответов на социальные стимулы, анализ игры и общения.
Ограниченные, повторяющиеся паттерны поведения, интересов или деятельности Повторяющиеся действия, ритуалы, сильная привязанность к определенным предметам или рутинам, узкие интересы, необычные сенсорные реакции. Оценка наличия и частоты повторяющихся действий, анализ интересов и реакций на сенсорные стимулы, опрос родителей и наблюдение за поведением.
Нарушения сенсорной обработки Гиперчувствительность или гипочувствительность к определенным сенсорным стимулам (звук, свет, прикосновение, вкус, запах). Оценка реакции на различные сенсорные стимулы, опрос родителей о сенсорных предпочтениях и трудностях.
Задержка речевого развития Задержка или отсутствие развития речи, трудности с пониманием и использованием языка. Анализ речевых навыков, оценка понимания речи, оценка способности к общению.
Стереотипные движения Повторяющиеся движения, такие как раскачивание, вращение, хлопанье в ладоши. Наблюдение за наличием и частотой стереотипных движений.
Проблемы с адаптацией к изменениям Трудности с адаптацией к изменениям в окружающей среде или рутине. Оценка реакции на изменения в расписании, окружающей среде, опрос родителей о трудностях с адаптацией.

Симптомы

Необычное поведение у детей проявляется в возрасте 1-2 лет, но некоторые признаки могут быть заметны и до года:

  • Ограниченная мимика: ребенок не улыбается в ответ на улыбки, не проявляет радости при встрече с близкими, не реагирует на игрушки;
  • Избегание физического контакта: малыш не любит, когда его берут на руки, и проявляет беспокойство при близком контакте;
  • Признаки задержки речевого развития: ребенок не издает гуления, не лепечет и не пытается произносить слоги.

В возрасте 1-1,5 лет могут добавляться:

  • Задержка речи или ее отсутствие;
  • Недостаток эмоционального контакта с родителями: малыш не тянется к маме и папе, не радуется их появлению, не реагирует на обращения и избегает физического контакта;
  • Отсутствие интереса к окружающему миру: в этом возрасте дети обычно исследуют действительность, тогда как аутист не проявляет интереса к окружающему.

[tip]Ваш ребенок отстает в развитии от сверстников? Ознакомьтесь со способами развития речи у трехлетнего малыша.

Не забывайте о важности гендерного воспитания детей.

Также может быть полезной статья о том, как помочь ребенку изучить английский язык.[/tip]

Признаки аутизма у детей в возрасте 2 лет:

  • Очень ограниченная речь, задержка или отсутствие речевых навыков;
  • Приступы агрессии и аутоагрессии;
  • Неприязнь к сверстникам;
  • Избегание физического и эмоционального контакта с близкими;
  • Стереотипные формы поведения и дискомфорт при изменении обстановки или распорядка.

У ребенка нет интереса к сверстникам

Аутизм — это сложное нейроразвивающее расстройство, которое проявляется в различных аспектах поведения и общения. Люди часто говорят о том, что аутизм не является болезнью, а особенностью восприятия мира. Многие отмечают, что аутисты могут обладать уникальными способностями, такими как высокая концентрация на определённых интересах или выдающиеся навыки в математике и искусстве. Диагностика аутизма обычно начинается с наблюдения за поведением ребёнка и его развитием. Специалисты, такие как психологи и психиатры, используют стандартизированные тесты и опросники, чтобы оценить социальные навыки, коммуникацию и поведенческие особенности. Важно, чтобы диагностика проводилась как можно раньше, так как это может значительно помочь в адаптации и поддержке детей с аутизмом. Общество постепенно становится более осведомлённым о данном расстройстве, что способствует лучшему пониманию и принятию людей с аутизмом.

Что такое аутизм и как его диагностируютЧто такое аутизм и как его диагностируют

Заключение

В ранней диагностике и лечении важную роль играют родители и близкие ребенка. Успешная социализация ребенка с аутизмом зависит от их внимательности, терпения и точного выполнения рекомендаций.

Вопрос-ответ

Аутизм: диагноз, но не болезнь | Как распознать отклонение у близких и что с этим делатьАутизм: диагноз, но не болезнь | Как распознать отклонение у близких и что с этим делать

Каковы 3 основных симптома аутизма?

Это самый ранний аутизм, который начинает проявляться уже в первый год жизни ребенка и полностью диагностируется в 3-4 года. Заболевание включает в себя три важных диагностических симптома: нарушение творческой игры, отсутствие социального взаимодействия, полное нежелание коммуникации с другими людьми.

Как ведёт себя человек при аутизме?

Как проявляется аутизм у взрослых? Трудности в понимании невербальных сигналов: жесты и мимика могут оставаться незамеченными. Например, человек не замечает, что собеседник начинает зевать или отворачивается. Неумение поддерживать разговор: часто такие люди могут говорить о своих интересах, но не умеют задавать вопросы.

Как врачи определяют аутизм у детей?

Диагноз выставляется на основании длительного наблюдения за ребенком с признаками аутизма. При этом оценивается степень выраженности классической триады заболевания: дефицита социального взаимодействия, отсутствия или недостатка коммуникативных навыков, стереотипного поведения (навязчивые движения, привычки и т. д.).

Что такое аутизм простыми словами?

Что такое аутизм простыми словами – это особое состояние человека, когда нет желания общаться с кем-то. Аутисты – это особенные дети или люди, которые ограждают себя от воздействия общества, и им абсолютно все равно на мнение окружающих. Как и откуда начинается данное нарушение в мозге, точно пока никому не известно.

Советы

СОВЕТ №1

Изучите основные признаки аутизма. Знание о том, какие симптомы могут указывать на наличие расстройства аутистического спектра, поможет вам быстрее распознать его у себя или у близких. Обратите внимание на трудности в общении, социальном взаимодействии и ограниченные интересы или повторяющееся поведение.

СОВЕТ №2

Не стесняйтесь обращаться за профессиональной помощью. Если вы подозреваете, что у вас или у вашего ребенка могут быть признаки аутизма, важно обратиться к специалисту. Психологи и психиатры могут провести необходимые тесты и дать рекомендации по дальнейшим шагам.

СОВЕТ №3

Поддерживайте открытое общение с окружающими. Если у вас есть близкие с аутизмом, старайтесь объяснять им свои чувства и ожидания. Это поможет создать более комфортную атмосферу и улучшить взаимодействие.

СОВЕТ №4

Изучайте доступные ресурсы и сообщества. Существуют множество книг, статей и онлайн-ресурсов, которые могут помочь вам лучше понять аутизм. Присоединение к сообществам, где люди делятся своим опытом, также может быть полезным для получения поддержки и советов.

Ссылка на основную публикацию
Похожее